Я боюсь летать на самолете! Что делать? (или как эмоции могут разрушить проект)

akolchin_com_0020701 Надо признаться, что я жутко боюсь летать на самолете.

Я летал уже не один раз, но каждый раз возникает этот страх и, похоже, раз от разу он прогрессирует. Во время полета я испытываю страх граничащий с паникой, а до полета я, наверное, больше боюсь самого этого страха.

По статистике за 1998-2008 гг. вероятность того, что вы попадете на рейс, в котором случится происшествие, приведшее хотя бы к одной человеческой жертве, составляет 1 к 8,5 млн, если считать по цифрам 25-ти самых безопасных перевозчиков, и 1 к 830 тыс., если считать по 25-ти самым «небезопасным». Иначе говоря, шанс лично у вас погибнуть в ходе конкретного рейса составляет 1 к 13,6 млн, если вы летите проверенной авиакомпанией, и 1 к 1,1 млн, если — «непроверенной».

— цитата из статьи «Страх полета», Часть 1: Фобия, Часть 2: Цифры плюс советы.

Умом я понимаю, что риск не больше чем при аналогичной поездке на автомобиле, но эмоции зашкаливают.

Начнем разбираться по порядку:

  • Я могу про себя сказать, что не боюсь смерти, то есть мысли о ней как таковой не вызывают у меня сильных эмоциональных реакций — понимаю, что смерть неизбежна, а момент мало предсказуем. Как поет Макаревич: «И пули, что найдет тебя, ты не услышишь, а остальные мимо пролетят». В некотором смысле я фаталист.
  • Несколько больше меня пугает боль, но тоже в пределах нормального.

Тогда в чем же дело? Почему эта паника охватывает меня в самолете, но не в поезде или автомобиле?

Похоже, суть в том, что я боюсь состояния отложенной неизбежности. Автомобильные аварии, они внезапны, а при аварии в самолете, как мне кажется, наступает такой рубеж, когда становится понятно, что все — приговор вынесен: боли и смерти избежать не удастся. И начинают тянуться последние минуты перед наступлением момента X. Меня пугает это состояние, если вдуматься, оно меня пугает и по жизни, но обычно я не оказываюсь так близко к нему.

Но чего-то все-таки еще не хватает... Почему я паникую еще до того, как что-то случилось?

Есть еще один фактор: неопределенность наступления этого самого рубежа неизбежности. Как понять, что вот он этот момент — наступил, или вот-вот наступит? Никто ведь не предупредит и не скажет об этом. Никакая лампочка не зажжется, если что...

Получается, что изматывает именно неопределенность наступления определенности в неизбежности, как-то так. С рациональной точки зрения — бред, но если бы проблема могла быть решена рационально, ее бы и не было.

И последний, но очень важный фактор, это почти абсолютная беспомощность пассажира во время полета. У него совершенно нет каких-либо способов повлиять на происходящее. И, если в другой ситуации тревожное состояние может быть полезно для выживания, может помочь мобилизовать организм и как-то повлиять на исход, то в самолете эти механизмы не ведут ни к чему. Организм сжимается в панике, не имея возможности направить ее энергию на полезные действия.

Что же остается? Остается как-то выработать в себе «идиотский» оптимизм, бескомпромиссную уверенность в том, что все будет хорошо. И научиться пребывать в этом блаженном состоянии до самого последнего момента, даже, если все внешние сигналы говорят нам об обратном.

Действительно, какой смысл пытаться интерпретировать все эти странные шумы, вибрации, встряски, крены или озабоченные проходы членов экипажа вдоль салона? Во-первых, наверняка ты ошибешься в понимании их значения, а во-вторых, даже если ты окажешься прав, сделать то все равно ничего не сможешь!

Так что оптимизм и пофигизм, граничащие с идиотизмом, вот лучший рецепт, какой я могу сам себе прописать в настоящий момент!

 

PS: Как эмоции могут разрушить проект.

Первоначально я написал эту заметку для публикации в проекте Virturism.ru, находящемся под моим управлением. Проект посвящен синтезу двух тем: туризм и информационные технологии, словом, Виртуризму.

Но, позже, я решил поместить эту заметку и здесь — в своем персонально профессиональном блоге. Почему? Потому, что она хорошо иллюстрирует мысль о том, как важно при планировании и выполнении проектов учитывать не только рациональные факторы, но и уделять внимание ощущениям, эмоциям, интуиции, как своим собственным, так и всех остальных участников проекта.

Можно как угодно тщательно все рассчитать, спланировать, спроектировать, но, если у участников есть внутреннее сопротивление, или проект затрагивает какие-то их эмоциональные проблемы, это может существенно повлиять на его ход, осложнить выполнение, или вообще разрушить проект, сведя на нет все усилия (частично я уже раскрывал эту тему в своей заметке о лени).

Бессознательное мощная сила, и списывать его со счетов нельзя. Оно может быть партнером, а может и врагом. Так, и Что же делать?

Я конечно, не психолог, но могу сказать, что попытки

  • уважительно отнестись к тем сигналам, которые дает вам бессознательное,
  • спокойно рассмотреть разные возможные ситуации и прочувствовать эмоциональные импульсы, вызываемые ими,
  • а затем, на их основании, выстроить уже рациональную модель происходящего

сделают проблему понятнее, а эмоциональные реакции слабее. Ваше бессознательно почувствует ваше к нему внимание и желание учитывать его интересы и начнет больше доверять вашим рациональным решениям. Меньше внутреннее сопротивление — больше вероятность того, что вы сможете выполнить принятые вами же решения и успешно реализовать проект.

 

Да, можно сказать, что все это сильно похоже на метафизику, но это работает.

  1. gravatar

    # by Анонимный - 16 ноября 2012 г. в 23:33

    Интересно!